«Москвич» является одной из самых известных советских марок авто, а классические модели бренда неизменно называют «народными», так как в свое время по совокупности потребительских качеств они были одним из лучших предложений на рынке. Сборка автомобилей Москвич велась на столичном предприятии, которое в 2001 году было признано банкротом. Популярная марка машин прекратила свое существование, но в двадцать втором была возрождена. Пока под ней выпускают исключительно перелицованных «китайцев», однако ее возрождение — хороший повод вспомнить классические модели из советской линейки, а также машины, выпущенные в лихие девяностые. ### Москвич-400 Первой моделью марки стал седан «Москвич-400». Его же принято считать и первой советской легковушкой, разработанной для индивидуального использования. Выпуск автомобиля начался в декабря 1946 года. Конструктивно «четырехсотый» был идентичен модели Opel Kadett K38. В движение его приводил 23-сильный мотор и трехступенчатая механика. В 1954-ом советскую малолитражку модернизировали, параллельно присвоив ей индекс «401». Помимо седана, в гамме также появились кабриолет и фургон. В таком виде автомобиль выпускался вплоть до пятьдесят шестого, когда на конвейере столичного предприятия его сменил «Москвич-402». Читайте также: Очень редкие версии первого «Москвича»: о таких модификациях почти никто не слышал ### Москвич-402 Если 401-ая версия по факту была модернизированным вариантом «Москвич-400», то последовавшая за ней 402-ая — представляла собой самостоятельную модель. Она находилась в разработке с 1950 года, а в серию была запущена в пятьдесят шестом. Автомобиль получил целый ряд принципиальных отличий, среди которых абсолютно новый кузов без выступающих крыльев и с отдельным багажником. Оснащение также стало гораздо богаче (к примеру, уже в базе был радиоприемник). А вот по части техники революции не произошло: «четыреста второй» сохранил старый мотор, хотя его объем и был увеличен до 1,2 литров, а мощность — до 35 л.с. Работал он по-прежнему с трехступенчатой механикой. ### Москвич-423 Данная модель в линейке автомобилей Москвич была представлена в 1957 году и стала первым советским пятидверным универсалом. Разработали ее на базе «четыреста второго». Дверь багажника открывалась налево, да еще и слегка вверх. Заднее сиденье при этом можно было сложить. Согласно рекламным проспектам тех лет, грузоподъемность машины составляла 250 кг. По началу техника была стандартная (35-сильный мотор и трехступенчатая механика), но в пятьдесят восьмом авто был обновлен и получил 1,4-литровый двигатель на 45 сил, а еще спустя год замене подверглась и КПП — она стала четырехступенчатой. Советский универсал получился настолько удачным, что в 1958 году его наградили золотой медалью на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе. Выпускался он вплоть до 1964 года, за это время разойдясь суммарным тиражом в 29 562 машин. ### Москвич-407 Был выпущен в 1958 году и по факту представлял собой модернизированный вариант «четыреста второго», отличаясь от него разве что другим силовым агрегатом. Специалисты МЗМА отказались от устаревшего 1,2-литрового движка на 35 л.с. в пользу 1,4-литрового мотора мощностью 45 сил. С таким движком автомобиль мог развивать скорость вплоть до 115 км/ч. Седан Москвич 407 тоже демонстрировался европейской публике на моторшоу в Брюсселе ’58, где, как и «четыреста двадцать третий», удостоился золотой медали. К слову, на Западе советская модель была весьма успешна — в некоторые годы МЗМА отправлял на экспорт более половины от всего тиража. Модель выпускалась вплоть до 1963 года, после чего уступила место новому Москвичу-403. За это время она обзавелась целым рядом модификаций, а ее суммарный тираж перевалил за 360 тысяч авто. ### Москвич-403 В модельном ряду Москвич данный вариант появился в 1963 году. На конвейере он продержался недолго — до июля шестьдесят пятого, поэтому многие называют его «переходным». Внешне седан мало чем отличался от предшественника, да и в салоне изменений было не так уж и много. Зато Москвич-403 получил целый ряд новых комплектующих в конструкции шасси, которые разрабатывались специально для грядущего «четыреста восьмого». Двигатель объемом 1,4 литра остался старым, но в шестьдесят четвертом его модернизировали, установив новый радиатор. Несмотря на свой «промежуточный» статус, в народе модель оказалась востребованной и за достаточно короткий жизненный цикл разошлась тиражом в 133 тысячи машин. Во многом этому поспособствовал демократичный ценник — около 3 500 советских рублей. ### Москвич-408 Москвич-408 был запущен в серию в 1964 году и оказался невероятно успешным. Считается одним из самых стильных седанов в истории СССР. К слову, в плане дизайна экстерьера «четыреста восьмой» был даже красивее ряда зарубежных аналогов. Автомобиль мог похвастать плавными линиями кузова, характерными плавниками на корме и обильным хромированным декором. А еще его оснастили модернизированным 1,4-литровым мотором с новым двухкамерным карбюратором. Работал движок в тандеме с четырехступенчатой механикой, выдавая 50 л.с. ► Подпишитесь на allcarz.ru в Telegram Выпускался седан вплоть до 1975 года и был востребован даже за пределами СССР — экспортные версии модели можно было приобрести в Великобритании, Германии и Финляндии. Более того, в Бельгии и Болгарии даже осуществлялась крупноузловая сборка машин (из готовых машинокомплектов). Конкретно в Бельгии автомобили продавали под собственной маркой Scaldia. ### Москвич-412 Москвич-412 — еще одна успешная модель в линейке столичной марки из шестидесятых — в серию пошла в октябре 1967-го и продержалась на конвейере до декабря 1975 г. Разработана была не с нуля и по факту являлась продуктом глубокой модернизации «Москвич-408». Выпустить новый автомобиль на предприятии решили из-за того, что исходный «четыреста восьмой» хоть и был популярен, но уже на момент своего выпуска имел устаревшую «начинку». В результате новый 412-ый получил куда более современный 1,5-литровый мотор М-412 на 75 сил. Работал он в связке с четырехступенчатой КПП, передающей тягу на заднюю ось. Также советские специалисты улучшили безопасности модели. Это обеспечило высокую популярность как в странах СССР, так и в той же Западной Европе. Более того, такие машины даже поставляли в Латинскую Америку. ### Москвич-426 / Москвич-427 В 1967 году в модельном ряду Москвич появился пятидверный универсал «Москвич-426», созданный на базе 408-го. Выпускался почти десять лет — до семьдесят шестого. Параллельно существовала версия с индексом «427», которая отличалась от «базы» разве что двигателем. Если на «двадцать шестом» стоял 1,4-литровый мотор от «Москвич 408» мощностью 50 л.с., то на «двадцать седьмой» шел куда более современный 1,5-литровый М-412 на 75 сил. Первые годы выпуска оба варианта выпускались с пятой дверью, состоящей из двух половинок, но уже в начале семидесятых «калитка» стала цельной. ### Москвич-433 / Москвич-434 Представляет собой грузо-пассажирскую версию «четыреста восьмого». Этот фургон пошел в серию в 1966 г. Для него характерно наличие лишь двух дверей и глухих боковин. На корме имелись две створки, одна из которых поднималась вверх, а другая — откидывалась вниз. По части техники практически ничем не отличался от исходного седана. В шестьдесят восьмом был модернизирован и получил 1,5-литровый мотор от «четыреста двенадцатой» мощностью 75 л.с. Обновленная версия стала именоваться уже как «Москвич-434» и продавалась параллельно со старой вплоть до 1976 года. ### Москвич-2140 Москвич-2140 был запущен в серию в 1976-ом. Создали его не с нуля, а на базе серьезно модернизированных моделей-предшественниц — 408-ой и 412-ой. Конструктивно автомобиль изменился не сильно, однако приобрел более современную внешность и улучшенную отделку интерьера. Четырехдверку оснастили 1,5-литровым движком на 75 л.с. и четырехступенчатой механикой. При этом в гамме также была версия с дефорсированным агрегатом мощностью 68 сил. Читайте также: История Москвич-2140 SL: за что завод заплатил американцам 80 000 долларов? На конвейере модель продержалась до 1988 года. За это время было выпущено порядка 818 000 таких автомобилей, причем их активно экспортировали и в Европу (в основном в социалистические страны, а также Грецию и Скандинавию). ### Москвич-2138 Производился параллельно с «2140», но комплектовался менее мощным двигателем — 1,4-литровым M-408 на 50 «кобыл», который по состоянию на середину семидесятых уже считался устаревшим. По сути выпуск модели с младшим индексом был обусловлен нехваткой более новых 75-сильных моторов. На конвейере такая четырехдверка продержалась не так долго — до восемьдесят второго. ### Москвич-2141 В 1986 году на АЗЛК началось серийное производство новой модели Москвич с индексом «2141», которая представляла собой заднеприводный пятидверный хэтчбек. На момент своего появления в продаже авто имел весьма привлекательную внешность с заваленной задней стойкой крыши. У него был вместительный салон и солидный багажник. Казалось бы, что модель может стать бестселлером, но не сложилось. На старте производства предприятие столкнулось с большими проблемами — завод не мог определиться, какой же мотор ставить на пятидверку. В результате автомобиль оснащали то одним, то другим движком. Наиболее распространенными были версии с 1,5- и 1,7-литровыми двигателями УЗАМ, однако на машины также ставили 1,6-, 1,7- и 1,8-литровые вазовские агрегаты. Читайте также: Чего только не делали на базе Москвич-2141: удивительные и редкие модификации Затем распался Советский Союз, и столичное предприятие оказалось «по уши» в долгах. Впрочем, хэтчбек продолжали выпускать вплоть до 1997 года и даже несколько раз модернизировали. После этого (в девяносто восьмом) в серию был запущен «Святогор». Данная модель представляла собой модернизированный вариант «2141», комплектовавшийся 2,0-литровым двигателем Renault F3R на 105 л.с. Он продержался на конвейере вплоть до закрытия завода в 2001-ом. ### Москвич-2135 В начале девяностых в АЗЛК построили на базе хэтчбека Москвич-2141 полноценный легковой пикап, присвоив ему индекс «2335». От донорской пятидверки такой автомобиль отличался удлиненной на 120 мм колесной базой, двухместной кабиной и наличием грузовой площадки сзади. Грузоподъемность получившей таким образом машины составила 640 кг. Параллельно на заводе разработали одноосный прицеп, который имел такой же дизайн и был предназначен как раз для использования в связке с пикапом. Как и в случае с донорской моделью, грузовичок на рынке предлагался с целой плеядой различных моторов, но все они работали в связке с пятиступенчатой механикой. Выпускался такой автомобиль с 1994 по 2001 гг. ### Москвич Юрий Долгорукий Такое благородное название получила модель Москвича, представляющая собой удлиненную версию хэтчбека 2141. Специалисты завода растянули колесную базу исходной машины сразу на 200 мм, параллельно удлинив кузов и сделав задние двери более широкими. Салон стал заметно просторнее, да и его отделку на предприятии тоже улучшили. Автомобиль опять же предлагался с широкой гаммой моторов и в первую очередь был предназначен для чиновников, хотя его могли приобрести и частники. Успешной и массовой машина так и не стала — всего было выпущено около тысячи таких машин. ### Москвич Князь Владимир В 1997 году на предприятии Москвич стартовало мелкосерийное производство седана АЗЛК-2142 R5, которому присвоили собственное имя «Князь Владимир». Подразумевалось, что такой авто заинтересует столичные власти. Будучи построенным на базе модели «2141», четырехдверка отличалась от нее удлиненной колесной базой (+ 20 мм) и отдельным багажником. Большая часть выпущенных машин получила 2,0-литровый двигатель Renault F3R на 114 л.с., но в гамме также были и моторы УЗАМ объемом 1,7, 1,8 и 2,0 литра, а также 1,6-литровый ВАЗ-2106. Ни чиновникам, ни частным лицам такой автомобиль в модельном ряду Москвич оказался неинтересен, поэтому массовым он так и не стал — к закрытию завода в две тысячи первом было собрано не более 1,5 тысяч таких машин. ### Москвич Дуэт Двухдверное купе, построенное специалистами АЗЛК на базе все того же Москвича-2141. Автомобиль выпускался буквально поштучно и был доступен в двух вариантах оформления передка. Из моторов для него предлагались 2,0-литровые агрегаты Рено (на 112 или 145 л.с.), а также 1,6-литровый двигатель ВАЗ на 88 сил. Все они шли в тандеме с пятиступенчатой механикой — всего было собрано порядка 15 таких авто. ### Москвич Иван Калита В конце девяностых дела предприятия обстояли не самым лучшим образом, однако в руководстве замахнулись на создание дорогого и престижного автомобиля, опять же рассчитывая на закупки со стороны столичных властей. Так в модельном ряду Москвича появился «Иван Калита», который представлял собой дополнительно доработанную версию «Князя Владимира». Для него было характерно наличие новой светотехники, массивной решетки радиатора и увеличенного заднего свеса. Автомобиль получил богатое оснащение салона с кондиционером, магнитолой, холодильником и электропакетом. Из движков для него предлагались моторы Рено на 114 или 147 сил, работающие с пятиступенчатой МКПП. Привод мог быть как передним, так и полным. Завод запросил за такой седан 35 000 долларов, что по тем временам было заоблачной ценой. Московские власти закупили лишь небольшую партию четырехдверок, а другим такие машины оказались попросту не нужны. Читайте также: Модельный ряд автомобилей Волга: от ГАЗ-21 до американского Siber Фото drive2.ru и auto.ru