После нашего последнего сравнения трёх главных танковых симуляторов мира в лице World of Tanks , War Thunder или Armored Warfare , прошло чуть больше года, а жизнь танкистов проще не стала. Если год назад было непонятно, во что же лучше играть, чему посвятить своё свободное время, а то и свободные деньги, то теперь всё стало ещё запутанней, потому, что в жанре танковых симуляторов многое изменилось, и это хорошо, с какой стороны ни посмотри. Во-первых, мы видим, что прогресс не стоит на месте, а во-вторых, наш материал, в котором мы сравним эти три игры, и попытаемся разобраться в том: какая же из них лучше, будет интереснее. Сравнивать будем по старинке, оценивая по пятибалльной шкале. После первого, безоценочного раунда, мы рассмотрим графику, звук, реализм, геймплей и донат. А затем подсчитаем баллы, и вынесем окончательный вердикт. В общем, если никто не против, то все по машинам! Общее сравнение издалека. Начнём с патриарха. World of Tanks – самый возрастной представитель нашего конкурса. Игра, на секундочку, явила себя миру в 2010-м году. С тех пор данный проект стал главным детищем белорусской компании Wargaming, которая, как ни старалась, переплюнуть славу своего танкового творения, так и не смогла. World of Tanks знают во всём мире, его версия вышла на мобильных устройствах, в неё давно играют на консолях, и также пытаются продвинуть в киберспорте. Данная игра периодически появляется в списке самых прибыльных MMO мира. В общем, настоящий титан, ничего не скажешь. Далее у нас идёт War Thunder, за создание которого отвечает российская Gaijin Entertainment, более известная за счёт своих самолётов. Впервые танки в War Thunder появились в 2014-м году. А до этого, в течение двух лет, слово War Thunder ассоциировалось только с самолётами. Данный проект справедливо позиционируется, как патриотический, воспитывающий молодёжь в правильном русле. Благодаря Gaijin Entertainment в мире появилось множество военно-исторических, документальных фильмов. Не будем забывать и о 28-ми Панфиловцах. В общем, War Thunder, несмотря на лавры поменьше, тоже есть за что любить. Ну, и последний представитель – Armored Warfare – игра 2015-го года. Когда мы сравнивали её в прошлом году, она находилась на чрезвычайно ранней стадии разработки, даже с графикой кое-где были проблемы. Но сейчас, спустя год, ситуация явно улучшилась, несмотря на то, что игра всё ещё далека от финального релиза. Armored Warfare – детище Obsidian Entertainment – компании, славной более классическими ролевыми фэнтези, чем танковыми симуляторами. Кроме того, американская публика традиционно равнодушна к танковой теме. В военной истории США не было своей Курской дуги, да и вообще не было серьёзных танковых баталий. Вот если бы речь шла про Звезду Смерти и космические истребители – тогда да, успех бы был. Ну, а так, пока что мы видим, что наш прогноз подтверждается: Armored Warfare – игра, рассчитанная, как ни странно, на восточный рынок: европейский и страны бывшего СССР. На момент сравнения World of Tanks обновился до версии 0.9.16. War Thunder до версии 1.63, а Armored Warfare до версии 0.18. Ну, а теперь переходим к первому раунду, за который конкурсанты получат оценки. Визуальная составляющая. Сравнить графику, как ни странно, оказалось довольно сложно. Это как выяснить, что красивее: закат на фоне голубого моря, или восход на фоне заснеженных гор. Ну, или, если хотите сарказма: кто страшнее: Джулия Робертс или Леде Гага. Давайте попробуем разобраться. Итак, World of Tanks у нас решил преобразиться. Танки от Wargaming явно прислушались к своим фанатам, и совершили качественный графический рывок. Куча танков получила HD-текстуры, значительно красивее стали сами карты, добавилось множество спецэффектов в области пожаров, взрывов, попаданий и выстрелов. Деревья, как будто бы, стали объёмнее, ну и, конечно же, игра света и тени заметно улучшились. Танки блестят на солнце, сверкая текстурами брони, выстрелы сопровождаются дымом и качественной огненной вспышкой, ну и не будем забывать о долгожданном появлении следов от гусениц, которые особенно хорошо удаются на снегу. В общем, один сплошной восторг. Игра, как будто, скинула пару лет, что для MMO серьёзный срок. И в итоге от старых танков осталось мало что. В общем, нам очень нравится. War Thunder также выглядит неплохо, но, похоже, игра почивает на лаврах. После прошлогодней безоговорочной победы, тут совсем ничего не поменялось в качестве графики. Даже фирменная фишка невозможности отдаления танка, из-за чего геймер вынужден наблюдать текстурные красоты танковой кормы крупным планом, уже не работает так эффективно. Анимация попаданий осталась такой же, и напоминает первые части Sniper Elite, с эффектом slow-motion попадания пули во врага. Эта фишка уже не впечатляет, и выглядит, где-то даже устаревшей. Хотя, следы от гусеничных траков продолжают радовать глаз, как и псевдо-объёмная трава, но необходимость сменить штукатурку, как по нам, уже назрела. Что до Armored Warfare, то эта игра также радует нас своим графическим прогрессом. В плане картинки, налицо явное желание сделать так, как у World of Tanks, и это желание нельзя назвать плохим. Игра выглядит хорошо, но, на наш взгляд, страдает от некоей блеклости, сероватости. Ей не хватает ярких красок. На какую карту ни попади, всё равно мы видим приглушенные тона, а вместе с этим и отсутствие необходимости, что-то выдумывать с тенями или игрой света. Танкам явно не хватает HD-текстур, но нельзя сказать, что они выглядят плохо. Выглядят они хорошо, и глаз на текущий момент совершенно не режут. А за перестрелки ночью и анимацию взорванной техники, вообще можно дать отдельную грамоту. Однако – скажем честно – для проекта, открывшего свои танковые люки в 2015-м, он мог бы выглядеть поинтереснее. По итогам графического раунда у нас получается следующее: Armored Warfare получает 4 балла. Игра явно движется в верном направлении, но улучшать красоту ещё есть куда. Подозреваем, что разработчики специально не давят геймплей спецэффектами, чтобы тот работал даже на советских калькуляторах, поэтому к улучшению картинки подходят осторожно. War Thunder получает 4,5 балла. Честно говоря, хотелось отнять пол балла за отсутствие прогресса по итогам года, но решили оставить как есть, ибо опускать Тундру до оценки Арматы было бы не корректно. Что до World of Tanks, то этой игре мы также ставим 4,5 балла, ибо визуальный прогресс, которого добились в Wargaming за последний год – впечатляет. Звуковая составляющая. Переходим к звуку. Звук, вроде бы, не очень важен. Во всяком случае, менее важен, чем графика. Многие из нас играют во всевозможные танки в старых наушниках, часто неисправных. Многие же довольствуются дешёвыми китайскими колонками, включаемыми на минимум громкости. Однако вряд ли, кто-то будет спорить с тем, что при наличии оборудования, качественный звук способен существенно улучить впечатление от игры. В общем, погнали. Вслед за графикой, в World of Tanks заметно преобразились и звуки. И, если графику можно не заметить, то отрицать звуковой прогресс просто невозможно. После очередного масштабного обновления, пушки в игре загремели так, что, если в горячке боя закрыть глаза и послушать звуки, может показаться, что вы слушаете хронику, откуда-нибудь с передовой одной из пылающих нынче войн на планете Земля. Звуки двигателей стали звучать сочнее, интереснее стали звуки попаданий, ну, а за то, как зазвучали пушки, нужно просто крепко жать руку. После откровенно никакого звука в прошлом году, сейчас World of Tanks просто не узнать. Что до звука в War Thunder, то игра и тут выезжает на прошлых заслугах. Звук здесь принципиально другой. Не попытка сделать то же самое, как в танках Wargaming, только лучше, а именно, что свой подход. Двигатели звучат, как живые. Если приблизить камеру, и хорошо газануть, кажется, что тебя сейчас закоптит соляркой и забросает комьями грязи из под гусениц. Пушки также слышатся отлично. Если представить, что мы никогда ранее не видели War Thunder, и не знаем, что это такое, не придираясь к отсутствию прогресса, то можно сказать, что звук в игре отменный. Разные танки звучат по-разному, пушки грохочут по-разному, а когда рядом на землю грохнется самолёт, и запылает ярким пламенем, то иногда можно и подпрыгнуть, если акустика и нервная система позволяют. Говоря о звуке в Armored Warfare, но по сравнению с прошлым годом, звуковой ассортимент, как будто бы, стал богаче. Резче слышна разница между ездой на гусеничной технике, или на резиновом ходу, интереснее зазвучали пулемёты и просто мелкокалиберные пушечки, а вот разницы в движении по разной поверхности, которая есть у конкурентов, мы особой не почувствовали. Если говорить простым языком, то звук у Armored Warfare сейчас такой, как был в World of Tanks год назад. За этот раунд Armored Warfare получает 4 балла, потому что прогресс есть, и потому, что ранняя версия. А War Thunder и World of Tanks получают по 5 баллов: первая за то, что просто радует нас отличным, реалистичным звучанием огромных, бронированных машин, а вторая за то, что её создатели смогли перешагнуть через свою лень, пригласить, похоже, грамотных специалистов, и показать, что порох в пороховницах остался. Реализм. Один из наиболее любимых коньков многих ревнителей танковых симуляторов, это кричать о том, что World of Tanks – не симулятор. В силу слабой популярности, об Armored Warfare они такого не кричат, но, вероятно, за этим дело бы не заржавело. Тем не менее, все три игры, номинально, танковые симуляторы, как, например, Need for Speed – гоночный симулятор, как, например, многочисленные симуляторы охоты, рыбалки, козла, кота, младенца и так далее. Если с этим всё понятно, мы, пожалуй, продолжим. Итак, в этом раунде мы поведём речь о реализме. Хорошо это или плохо, когда реализм есть? Наверное, хорошо. В любом случае, реализму хотелось бы побольше, тем более что у нас тут танки, знаете ли, а нет Шагоходы из Звёздных Войн. В World of Tanks с реализмом не очень. Игра так и не перебралась на новый движок, как того хотели многие, и, также, продолжает лелеять мечты о большом киберспортивном будущем, где в Танки будут играть не меньше, чем в Доту или Лигу Легенд. А это значит, что реализм здесь не нужен. Но, как бы там ни было, что мы имеем? Мы имеем полоску жизней, мы имеем странную стрельбу из артиллерии, разрывы снарядов которой никак не влияют на ближайшую технику. Снаряд может разорваться хоть в трёх метрах от танка, а ему ничего не будет. Мы имеем спорную систему пробитий и рикошетов, а также смешные застревания в разных местах со сложным рельефом. В War Thunder с реализмом полный порядок, как и в прошлом году, хотя не без перегибов. Никаких тебе полосок жизней, никакого подыгрывания с прицеливанием. Миром здесь правят меткие выстрелы и хитрые манёвры с заходом в тыл. Едешь себе, едешь, тут – бац – тебя обстреляли с неба. Проехал ещё чуть дальше – перед тобой совершает жёсткую посадку самолёт, вспахивает несколько метров земли, и загорается. Причём, не какой-то там скриптовый самолёт-бот, а настоящий. Опять же, присутствие так называемых «ваншотов» – лишний реверанс в сторону реализма. И, можно было бы сказать о том, что War Thunder – самый реалистичный танковый симулятор на текущий момент, если бы не эта самая пресловутая «ваншотность». Даже самые мощные танки частенько уничтожаются с одного выстрела, и с этим невозможно ничего поделать. Что до Armored Warfare, то тут совершеннейшая аркада. Нельзя сказать, что это плохо. Вовсе нет. Игры разные нужны, игры разные важны, но коль уж у нас речь о реализме, то давайте разбираться. Здесь после попаданий из танков всплывают циферки, как в какой-нибудь корейской MMORPG , здесь броневики на резиновом ходу могут творить невообразимые акробатические пируэты, и из узеньких пушечек в лоб пробивать башни тяжёлых танков. Впрочем, сильно приукрашивать аркадность мы не будем, а скажем лишь только, что тут почти всё то же самое, что и в World of Tanks, за исключением некоторых видов колёсной техники, которая добавляет карусельной весёлости. В общем, за реализм War Thunder получает 4 балла, ибо игре ещё явно есть куда расти. Ваншоты – это никуда не годится. История знает примеры, когда танк сопротивлялся и после нескольких десятков попаданий. World of Tanks вручаем 3,5 балла, ибо реализмом тут вообще не пахнет. Ну, а Armored Warfare получает 3 балла, без скидки на раннюю-прераннюю версию. Игровой процесс. По итогам этого раунда мы оценим геймплей, а проще говоря, интересность. Тут нужно сказать, что если в прошлых раундах мы ещё пытались строить из себя специалистов, то здесь оценивать будем субъективно, с глубоко обывательской точки зрения по типу: нравится/не нравится. Если человек, например, не любит горчицу, то переубедить его, доказав ему, что она вкусная – невозможно, пока не пройдёт время, и его вкусовые рецепторы не поменяются. На сегодняшний день наши вкусовые рецепторы таковы: В World of Tanks самое удобное меню. Всё наглядно, всё понятно. Никаких тебе всплывающих, закрывающих друг друга окошечек. Единственно, что не нравится – полоска техники в ангаре, ставшая двухэтажной, но, то такое. Сама же игра представляется нам очень интересной. Несколько боевых режимов, возможность игры в отдельном взводе, множество тактик, которые можно реализовать, в зависимости от ваших умений и возможностей техники, множество курьёзных случаев, радость побед, и горечь поражений. Здесь можно переломить ход боя, а можно и слить его, подведя всю команду. Тут нужно выцеливать отдельные части танков, стараясь не нарваться на рикошет, подставляя под углом собственный танк для обстрела. В общем, игра действительно интересная, затягивающая и весёлая. Кроме того, тут огромный круглосуточный онлайн, и долго ждать боя не приходится. А вот для War Thunder наступили суровые времена. Любимый конь в виде реализма ускакал, и игру рассматривают в ином ракурсе. Начнём с того, что меню в Тундре неудобное. Всплывающие кнопочки закрывают другие микрокнопочки, наведя на которые курсор, совершенно невозможно сходу понять, что это такое. Неудачное по всем статьям меню продолжается продолговатым ожиданием боя, которое может растянуться на 1,5-2 минуты. Ну, а затем начинается игра, и мы видим, что дело неладно. Во-первых, кроме постоянного захвата точек, заняться тут нечем. Во- вторых, многократно нахваленные самолёты, часто летают себе в небе и влияния на ход боя не оказывают. В-третьих, эти самые «ваншоты» совершенно лишают желания продолжать. Один раз выехал не туда, а на – получи критическое повреждение всего и вся, а потом стой, и жди, пока тебя не добьют. После World of Tanks, сев за War Thunder, лично у нас сложилось впечатление, что у игры нет своего рисунка. Все, кто в лес, кто по дрова. Стычки, как правило, происходят на дальних дистанциях. Система попадания оставляет много вопросов. Ну, и, конечно же, пресловутый респаун, который всё портит. Одно дело погибнуть совсем, понимая, что воскреснуть не удастся, и другое дело – возрождение через несколько секунд. Мы не стали добавлять этот пункт в реализм, снимая баллы, ведь воскрешение происходит на другой технике, но всё равно, это тоже отнимает изрядную долю танкового азарта. Касаемо Armored Warfare, то тут всё очень похоже на WoT, с тем лишь исключением, что здесь есть возможность воевать против слабохарактерных ботов, а сам технопарк на данный момент крайне немногочислен. Armored Warfare явно старается стать кибердисциплиной. Это динамичная, яркая, интересная игра, где и тактика нужна, и меткость и ловкость управления. Здесь вас не прибьют с первого выстрела, но если прибьют, то никакого вам респауна. В общем, те, кому по какой-то причине не нравится World of Tanks, танковые бои в Armored Warfare должны понравиться. В финале этого раунда World of Tanks получает 5 баллов. Не надо кричать про полоску жизней. Это видеоигра, а в видеоиграх масса условностей, которые нужно соблюсти, чтобы геймплей был интересным. Создатели War Thunder не смогли этого сделать. Такое впечатление, что за всей своей графикой, звуком и реализмом, разработчики забыли, что они, вообще-то, делают игру, которая должна быть весёлой и приносить удовольствие. Поэтому Тундре ставим 3 балла, поскольку, честно сказать, желания переигрывать и прокачивать её, нет вообще никакого. В общем, контраст с очень интересными самолётами разителен. Ну, а Armored Warfare за интересность ставим 4,5 балла. Игра идёт в верном направлении, пусть и очень медленно. Ей не затмить World of Tanks, но свою нишу она потихоньку занимает. Донат. Тут всё просто. В World of Tanks донат давит, как тюлень льдину. После самых выгодных танков 5-го уровня, начинается ухудшение, достигающее на 10-м уровне настоящего ада. Чтобы возместить неудачный бой на 10-ке, нужно хорошо откатать 2-3 боя на 5-ке. Но, выход есть – купи премиум-танк за 40 $ и зарабатывай себе на здоровье. Ну, или катайся на технике не выше 6-го уровня, и радуйся жизни. В War Thunder донат также есть, но он не такой обязывающий. Испытывать проблемы с деньгами вы начнёте гораздо позже, но всё равно начнёте. Правда, танки тут немного дешевле. За 30 $ можно приобрести технику топ-уровня, и чувствовать себя обеспеченным человеком. В Armored Warfare давление доната ощущается слабо. Во всяком случае, не так, как может показаться тем, кто узнает, что за игру в России отвечает MailRu. Топовый танк вам обойдётся в 20 $, что, на секундочку, в два раза меньше, чем в World of Tanks. По итогам этого раунда, не забывая, что мы имеем дело с условно-бесплатными играми, и, что разработчики тоже должны, что-то зарабатывать, вручаем War Thunder и Armored Warfare по 5 баллов, а World of Tanks за традиционную жадность, ставим 4. Итог. Вот и пришла пора подсчитать общее количество набранных баллов, и раздать нашим конкурсантам места. Итак, почётную бронзу у нас берёт Armored Warfare, заработавший, после пяти туров 20,5 баллов. Серебро вручаем War Thunder, который набрал 21,5 балла. Ну, а победителем нашего конкурса становится World of Tanks, накопивший в упорнейшей борьбе 22 балла. Всего на 0,5 балла больше, чем у ближайшего преследователя. По-хорошему, можно было бы сказать, что победила дружба, но пусть это будет звоночком для War Thunder, чьим создателям пора уже браться за развитие игры более напористо. Ну, а на этом всё. Мир, дружба, жвачка, всем побед, крепкой брони, твёрдой руки и острого глаза.