Автобусы советского периода — кто помнит, какими они были, кто может назвать их марки, модели или вспомнить особенности конструкции? Сохранились ли они до наших дней и можно ли увидеть реконструкцию хоть одного? Оказывается, можно. Инженеры государственного предприятия «Авто-ретро» нашли и выкупили у небольшой компании ЗИЛ 158в — одну из самых редких моделей советских автобусов. После восстановления полувековой автобус получил вторую жизнь, но обо всем по порядку. ### Начало истории К 2019 году на территории бывшего СССР практически не осталось автомобилей советского производства, выпущенных после 1975 года. И если легковые автомобили еще частично бережно хранятся и восстанавливаются своими владельцами или коллекционерами, то найти модель общественного транспорта не просто сложно, а практически невозможно. Производство конкретно данной модели завершилось 50 лет назад — последний автобус ЗИЛ 158 сошел с конвейера завода имени Лихачева в 1970 году. ► Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен В Москве и столицах союзных республик ЗИЛ 158 держался на городских маршрутах еще 15 лет, но к середине 80-ых автопарки были практически полностью модернизированы, и «сто пятьдесят восьмой» был вытеснен более современной техникой. Чудом сохранившийся экземпляр, который успешно реконструировали специалисты «Авто-ретро», был приобретен небольшой птицефабрикой и успешно эксплуатировался до 2011 г, после чего машину списали. В тех пор несколько лет автобус ржавел в закрытом боксе. ### Реставрация Возможно, жизнь одного из последних автобусов могла бы так и закончиться, если бы не случайный снимок в интернете. Энтузиасты, частные реставраторы и коллекционеры отреагировали на публикацию, и началась борьба за приобретение машины. Победителем в споре вышло предприятие «Авто-ретро», которое специализируется на восстановлении техники советского периода. Но инженеры еще не предполагали, с какими трудностями им придется столкнуться. Автобус пришел на капитальный ремонт практически в первозданном виде — это была первая масштабная переработка авто с 1969 года. Алюминиевая часть несущего кузова местами треснула, большая часть кузова и кабина требовали полной замены. Внутренняя облицовка салона, сидения, оригинальные пороги, напольное покрытие — замены требовало все. Первое, что сделали реставраторы — избавились от коррозии и расшили борта несущей конструкции. Был демонтирован пол, переварены усилители и заменены несущие планки. К удивлению конструкторов, в автобусе остались практически целыми оконные рамы — за 50 лет эксплуатации навесные панели не получили ни трещины, ни разрыва. После полной переобшивки капота, бортов и передней части ЗИЛ 158 преобразился. Мастерам удалось подобрать краску под оригинальный цвет 1969 года. Энтузиасты не просто реконструировали кузов, но смогли найти оригинальные фары производства 1979 года. Кроме светотехники времен СССР автобус получил оригинальные сидения, новые штатные датчики и заводскую приборную панель. При всей своей сложности, работы по восстановлению ретро автобуса закончились быстро. Сегодня это не просто реконструированный ЗИЛ 158, а часть истории и легендарного завода и страны в целом. ### Что получилось Фото Андрея Колпакова для drive2.ru


Оригинальная статья