В начале 1960-ых гг советские автомобильные инженеры работали сразу над несколькими перспективными моделями. Одной из них был микроавтобус «Старт». В серию он так запущен и не был, однако имел запоминающуюся внешность и агрегаты от «Волги». Идея создания такого авто пришла в голову начальнику главного автотракторного управления Северодонецкого совнархоза В. Антонову. Построили его на мощностях Северодонецкой авторемонтной базы, причем активное участие в проекте принимали выпускники Харьковского автодорожного института (ХАДИ). Непосредственно дизайн машины придумала команда специалистов под руководством Ю. Андроса. Судя по всему, специалисты вдохновлялись продукцией американского автопромома тех лет. В частности, советский микроавтобус «Старт» получил характерные козырьки над парами фар, кили на задних крыльях и выступающий сзади багажник (как у обычных легковушек). ► Подпишитесь на allcarz.ru в Telegram К слову, кузов модели решено было создать из стеклопластика. Данный синтетических материал в шестидесятых как раз пользовался популярностью в автопроме. Работы над кузовом начались с создания макета в массштабе 1:10. Затем был изготовлен полноразмерный гипсовый макет, на базе которого построили так называемую «контрформу». Последняя использовалась для выклеивания стеклопластиковых панелей. Готовый кузов микроавтобуса «Старт» был водружен на стальную раму и местами усилен стальными же компонентами. Основные силовые агрегаты автомобиль при этом получил от ГАЗ-21. От «Волги» достались 2,45-литровый мотор на 70 л.с., трехступенчатая коробка передач и подвеска. Готовый экземпляр автомобиля был представлен публике на выставке ВДНХ в декабре 1963 года. Последнюю посетил и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. По слухам, он даже прокатился на микроавтобусе. Уже после выставки о машине появилось несколько новостей в советской прессе и даже телерепортаж. Тогда советские чиновники выделили северодонецким энтузиастам 50 комплектов деталей от «Волги», необходимых для начала первой опытной партии «Старта». Если первый построенный экземпляр авто был по сути выставочным, то второй (построенный в 1964 году) предназначался для первого секретаря компартии Украины — Петра Шелеста. К слову, конкретно эта машина получила расширенный перечень оборудования (например, спецсвязь и телевизор), а также множество дополнительных удобств. Казалось бы, модель должны были довести до серийного производства, но дело застопорилось из-за нехватки комплектующих — Горьковский автозавод и завод РАФ не смогли найти «лишних» деталей, столь необходимых для постройки «Старта». В результате полноценная сборка микроавтобусов так и не началась. Суммарно в Северодонецке построили порядка 100 таких машин, используя при этом компоненты от списанных такси на базе «Волги». В 1964 году выпуск модели хотели наладить силами автобазы «Главдонбасстрой», но там смогли собрать лишь около десятка микроавтобусов, причем под новым именем — «Донбасс». Наконец, в шестьдесят шестом проект подхватил завод из Луганска, попытавшись наладить производство «Стартов» по немного иной технологии — с использованием деревянного макета. Впрочем, здесь бус тоже не прижился. На новом месте собрали только два десятка авто, после чего проект окончательно заглох. Основной причиной провала видится именно упомянутый выше кузов — в те годы стеклопластик оказался куда дороже привычной стали. А еще машина проигрывала в практичности: на бумаге она виделась прямым конкурентом РАФ-977, но при большей длине (+ 70 мм) имела на одно пассажирское место меньше. Хотя микроавтобус и не был запущен в серию и со временем оказался почти всеми забыт, однако, так или иначе, он знаком большинству россиян — один из экземпляров засветился в фильме «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика». Немногочисленные собранные машины разошлись по различным автопаркам и верой и правдой служили на протяжении долгих десятилетий, что во многом является заслугой стеклопластика, которому не страшна коррозия. Несколько таких авто сохранилось вплоть до наших дней. Они тщательно отреставрированы и находятся в музеях или в руках частных коллекционеров. Читайте также: Роскошный советский лимузин ГАЗ-14 «Чайка»: его можно было только заслужить


Оригинальная статья