«Запорожец» является по-настоящему легендарной советской моделью и имеет очень любопытную историю, богатую на различные интересные факты. Некоторые из них широко известны, в то время как о других знают лишь немногие. ### Изначально модель была «Москвичом» Мало кто знает, но история «Запорожца» началась на ныне закрывшемся автозаводе МЗМА. Именно здесь и была разработана первая версия легендарной малолитражки, причем называлась она «Москвич-444». Пройдя серию испытаний и дополнительную модернизацию, автомобиль переименовали в «Москвич-965» и затем отправили вместе со всей проектной документацией на Запорожский автозавод, где ему уже и присвоили имя «Запорожец». ### Неизвестный концепт от НАМИ Интересно, что в процессе разработки модели Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) предложил собственную версию автомобиля, которая разительно отличалась от хорошо знакомого нам «Запорожца». ► Подпишитесь на allcarz.ru в Telegram Разработана она была на базе упомянутого «Москвича-444» и имела футуристичный дизайн экстерьера. Концепт получил двухцилиндровый двигатель М-72 и был представлен руководству завода в 1958 году. Однако в серию его запускать отказались, якобы по причине плохой управляемости. ### На службе военных Одними из первых крупную партию модели заказали советские военные, нуждавшиеся в неприхотливых машинах для переброски боеприпасов и вывоза раненных. Естественно, армейская модификация отличалась от гражданской. В частности, у такого авто было идеально ровное днище и воздушное охлаждение. ### «Запорожец» в кузове пикап За годы производства у советской модели было немало различных исполнений. К примеру, малолитражка предлагалась и в виде полноценного пикапа, правда последний серийно все же не выпускался. Грузовички на заводе собирали из отбракованных кузовов. Такие машины колесили непосредственно по территории предприятия, развозя по цехам негабаритные детали. ### Спорткар на базе «Запорожца» Да, такой действительно был, причем построили его на базе ЗАЗ-965. Проект удался на славу, и с точки зрения дизайна модификацию можно смело назвать одним из красивейших спорткаров в истории СССР. Любопытно, что в процессе создания машины использовались передовые по тем временам материалы, за счет чего конструкцию исходного четырехместного купе удалось облегчить до 500 кг. Выпускали спорткар с 1963 по 1969 гг, но не серийно. Всего было собрано лишь шесть таких машин, которые достались непосредственно разработчикам модификации — инженерам, конструкторам и художникам. ### Наличие автономного отопителя Далеко не все знают, но в свое время «Запорожец» комплектовался автономным бензиновым отопителем, который можно было включить, не заводя при этом двигатель. Такая печка отличалась высокой надежностью, ремонтопригодностью и эффективностью. ### Модель была представлена и в Западной Европе «Запорожцы» были востребованы не только на просторах СССР, но и за его пределами. В частности, малолитражку продавали и в Западной Европе, причем посредниками выступали бельгийская и финская компании. Ежегодно на экспорт шло порядка 5 000 экземпляров, что по тем временам было очень даже неплохо. Успеху советской малолитражки за границей во многом способствовала ее низкая цена: в 1960-ых она стоила всего 1 800 руб. Плюс «Запорожец» был крайне неприхотлив. Его можно было заправлять бензином любого качества, при этом потреблял он всего 5,9 л/100 км. Автомобиль комплектовался не требующими замены многоразовыми топливными фильтрами и имел куда более высокую проходимость чем «Жигули» или «Москвичи». ### У модели имеется большая база поклонников Клубы любителей «Запорожцев» есть не только в Украине, но и в России и Беларуси. Они регулярно проводят встречи и даже соревнования, причем в местах сбора иногда можно увидеть десятки хорошо сохранившихся советских малолитражек. Читайте также: Почему именно «Шишига»: интересные факты про грузовик ГАЗ-66 Фото obozrevatel.com, drive2.ru, fishki.net, nashi-avto.ru