Некоторые автомобилисты меняют колесные диски из-за банального повреждения последних, в то время как другие делают это из соображений комфорта или эстетики. Так или иначе, перед заменой сначала нужно выбрать новые колеса, и здесь главное не ошибиться. Дело в том, что диски для авто подбирают с учетом целого ряда параметров, во многообразии которых очень легко запутаться. В данной статье приводим подробную расшифровку параметров колесных дисков, чтобы сделать правильный выбор. ### Виды дисков Представленные на рынке колесные диски бывают трех основных типов, а именно: 1) штампованными, 2) литыми и 3) коваными. Каждый из них имеет ряд особенностей, плюсов и недостатков. Штампованные диски — самые дешевые и простые. Для их изготовления используется обычная сталь, которая затем покрывается эмалью. Как правило, такие колеса ставят на базовые комплектации большинства бюджетных моделей. Помимо низкой цены, к плюсам штампованных дисков можно отнести устойчивость к повреждениям: при ударе они не ломаются, а мнутся, за счет чего затем их можно отремонтировать, а не менять на новые. Что касается минусов, то штампованные катки являются самыми тяжелыми (+15-20% по сравнению с аналогичным литьем и +30-40% при сравнении с кованными). А еще они представляют собой сугубо функциональное изделие, так что имеют непрезентабельный внешний вид. К слову, иногда красоты ради их прикрывают декоративными пластиковыми колпаками. Литые диски изготавливают из более легкого сплава (как правило, алюминия, магния и титана), так что они легче штампованных. Они бывают самого разного дизайна, а значит автолюбитель сможет подобрать вариант конкретно под внешний вид своего авто. На рынке литые диски почти также широко распространены, как и штампованные. Такие колеса имеют более высокий ценник, а их ремонтопригодность оставляет желать лучшего — при сильном ударе литье может потрескаться, а в процессе ремонта сваркой — потерять свои изначальные свойства. Кованые диски на рынке не столь распространены по причине куда более высокой цены, но при этом являются наиболее качественным, прочным и легким видом колес из числа перечисленных выше. Изготавливают их методом горячей объемной штамповки, так что даже самом сильном ударе они не разрываются, а только деформируются. Есть еще сборные (составные) диски, которые, как не трудно догадаться, состоят сразу из нескольких отдельных деталей. Правда они являются своеобразной экзотикой и их доля на рынке ничтожно мала. ### Монтажный диаметр диска > Диаметр окружности диска в дюймах (так называемый «монтажный» диаметр) — > является основным и самым важным параметром. Указывается в дюймах, причем > для его обозначения используется литера «R» (из-за этого многие его путают с > радиусом). Например, если в названии фигурирует сочетание «R17», то речь > идет о 17-дюймовых дисках и т.д. Автопроизводители указывают для каждой модели машины ряд допустимых диаметров дисков. Данная информация содержится либо на наклейках в дверных проемах, либо в руководствах по эксплуатации. ► Подпишитесь на allcarz.ru в Telegram При желании владелец может попробовать установить на автомобиль диски на дюйм меньше или больше рекомендуемых, однако следует быть готовым к тому, что это отразится на работе подвески, а также ускорит износ ходовой части. Чаще всего автомобилисты меняют стоковые колеса на диски большего диаметра, так как они лучше смотрятся в колесных арках. В этом случае стоит понимать, что в угоду красоте приносится комфорт — на плохих дорогах авто будет ощущаться куда жестче, чем раньше. ### Ширина диска Также является одним из основных параметров. Указывается в дюймах и обозначается буквой «J». К примеру, если на диске вы видите индекс «5,5J», то его ширина составляет 5,5 дюймов. Как и в случае с посадочным диаметром, автопроизводители указывает допустимую ширину диска для каждой из своих моделей авто. Данный параметр оказывает прямое влияние на геометрические характеристики авто. > А еще ширину диска обязательно нужно знать при подборе покрышек: на > относительно широкий диск «надеть» менее широкую шину просто не получится. ### Вылет диска (ET) Если говорить по-простому, то вылет диска (обозначается ET и измеряется в миллиметрах) представляет собой соотношение центральной оси диска и места крепления диска к ступице. Бывает положительным, нулевым и отрицательным. Если диск крепится непосредственно к самой своей середине, то его вылет равен нулю. Положительный вылет бывает, когда крепление расположено ближе к внешней стороне диска, за счет чего большая часть самого диска оказывается спрятана внутри колесной арки. Отрицательный вылет — это когда крепление расположено ближе к внутренней стороне диска, за счет чего большая часть диска выступает наружу. Чаще всего такие колеса можно увидеть на приметных тюнингованных авто. Вылет диска не только влияет на посадку колес в арках, но и оказывает непосредственное влияние на работу подвески и ступичных подшипников. При неправильном вылете увеличивается или уменьшается колея автомобиля, а также происходит повышенный износ компонентов ходовки. ### Диаметр центрального отверстия (DIA) В характеристиках диска чаще всего обозначается как «DIA», «Dia» или просто «D». Опять таки относится к первостепенным параметрам, поскольку если выбрать диск с центральным отверстием меньше требуемого, то установить его не удастся. Если же напротив взять диски с более крупным центральным отверстием, то для их центровки на ступице потребуются центровочные кольца — без них будут наблюдаться биения и вибрации. ### Число и диаметр расположения крепежных отверстий (PCD) Речь идет о так называемой «разболтовке», а именно количестве отверстий и диаметре окружности, на которой они расположены. К слову, английская аббревиатура PCD как раз и расшифровывается как «Pitch Circle Diameter» или «диаметр окружности». На колесных дисках может быть как минимум три крепежных отверстия, но, как правило, их 4-6. Точное число варьируется от модели к модели. Более того, на быстрые и тяжелые авто обычно ставят диски с увеличенным количеством крепежных отверстий. Следует использовать исключительно диски с подходящими параметрами разболтовки, даже если разница в диаметре окружности двух моделей кажется незначительной (например, 4×98 и 4×100). Если же выбрать диски с неподходящей разболтовкой, то правильно затянутым окажется лишь одно крепление, в то время как остальные окажутся смещены относительно центра. Это станет причиной биения колеса. Конечно, в этом случае решить проблему можно с помощью использования болтов с «плавающим конусом», вот только зачем прибегать к «костылю», когда можно обойтись и без него. ### Форма крепежных отверстий Этот параметр можно отнести к второстепенным, так как он влияет на выбор болтов или гаек, которые будут использоваться для установки диска. Если речь идет о штампованных дисках, то для их крепления обычно применяются болты и гайки, которые имеют лишь слегка коническую форму плоскости, прилегающую к диску при затяжке. Ну а конкретно болты для крепления используются достаточно короткие. Это связано с тем, что в отличие от всех прочих штампованные диски имеют небольшую толщину. В свою очередь литые диски заметно толще и имеют крепежные отверстия более конической формы. А еще у некоторых моделей посадочное место крепежного отверстия может быть рассчитано на использование крепежа с плоской или полусферической рабочей частью. Плюс стоит отметить упомянутые выше болты с «плавающим конусом», у которых рабочая коническая часть выполнена в виде отдельного кольца, надетого на болт. При затяжке она смещается относительно продольной оси болта, что позволяет частично компенсировать небольшое несоответствие PCD диска требуемым параметрам. ### Наличие хампов Хампом называется круговой выступ на наружной поверхности диска. Нужен для фиксация бескамерной шины на диске. К слову, характерные хлопки в процессе шиномонтажа как раз являются звуком «посадки» резины в момент преодоления бортом хампа. В современных реалиях почти все диски имеют хампы, то есть рассчитаны на установку бескамерных шин. Столкнуться с их отсутствием могут лишь водители, желающие поставить на машины ретро-диски. Последним необходимы камерные шин, хотя при желании «обуть» их можно и в бескамерную резину. Правда, в этом случае геометрическая посадка вряд ли будет идеальной, что может отразиться на безопасности движения: при недостаточном давлении в повороте одно из колес может запросто «разуться». Читайте также: Покупаем летнюю резину на автомобиль: какие шины лучше и как их правильно выбрать?


Оригинальная статья