AGM-аккумуляторы перестали быть экзотикой, преимущества которой нужно объяснять. Уже все крупные и средние игроки рынка АКБ освоили эту технологию, а представители автопрома включают ее в базовую комплектацию не только гибридных, но и многих других машин. Эксперты рекомендуют эти модели тем, кто ездит на авто с системой «старт-стоп» или большим количеством электроники. Даже высокая стоимость уже не является помехой для роста популярности продукции. Разбираемся, что за технологии используются при создании AGM-аккумуляторов и в чем ее преимущества. ## Историческая справка Появление АГМ аккумуляторов случилось в 1970 году, когда американские инженеры из Gates Rubber Company решили заменить жидкий электролит на абсорбированный. Для этого между пластинами разместили пористые вставки — маты из стекловолокна, которые пропитывались серной кислотой. Отсюда и название — Absorbent Glass Mat или абсорбирующий мат из стекловолокна. Технология сразу нашла применение в сфере авиации, военной техники. Затем она охватила область авиалайнеров, среди которых — AV8B и Harrier. ## Строение и принцип работы ### Конструкция Давайте посмотрим, что это — АКБ типа AGM. Состоит из корпуса, в который помещаются пары свинцовых пластин или банки. Однако в отличие от традиционной технологии, электролит находится не в жидком состоянии. Им пропитываются маты из стекловолокна, которые затем располагаются между пластинами, сжимаются, припаиваются. Тонкие волокна стекла, вплетенные в маты, увеличивают площадь удержания электролита в связанном состоянии. Они невосприимчивы к воздействию серной кислоты. А после пропитки размер матов вырастает на 2-5%. Батареи можно устанавливать под наклоном без риска, что электролит протечет. Не нужно заглядывать внутрь, чтобы оценить уровень электролита и долить дистиллированную воду. ### Внутренние процессы Электрохимические процессы, протекающие внутри АКБ, аналогичны традиционным свинцово-кислотным аналогам. Когда изделие теряет заряд, образуется сульфат свинца с водой. А когда происходит зарядка, вещества снова переходят в свинец и серную кислоту. Когда ток чрезмерно высокий, происходит электролиз воды на кислород и водород. При этом газы остаются внутри корпуса, а потом рекомбинируются с помощью катализатора. Доливать ничего не придется. При сильном зарядном токе давление резко возрастает, из-за чего могут сработать предохранительные клапаны для сброса давления. Возместить утраченные газы с помощью доливки воды не получится. ## Виды и особенности Есть два вида источника питания, которые мы подробнее разберем. ### Спиральные Для создания используются ленточные электроды, между которыми кладутся стекловолоконные маты. Пластины, свернутые в рулоны, помещаются в цилиндрические емкости, плотно закрываются, а выводы соединяются пластинами из свинца. ### Пластинчатые АКБ собирается из прямоугольных пластин, между которыми кладутся маты. Внутри пластины соединяются токопроводящим материалом. Именно эта технология получила широкое распространение. ## Сфера применения AGM Сегодня АКБ устанавливаются на мотоциклы, вездеходы, водный транспорт, гироскутеры. С появлением системы «старт-стоп» стали входить в базовую комплектацию автомобилей премиального класса с компьютерным управлением. Еще батареи используют для оснащения транспорта, который участвует в профессиональных гонках. Встречаются на солнечных и ветровых станциях, в инвалидных колясках с электроприводом, в сфере робототехники. Продолжают использоваться в области военной и авиационной техники, как это и было изначально. Если вы ищете аккумулятор для электромобиля, заходите сюда, чтобы получить доступ к широкому ассортименту и популярным моделям. ## Преимущества и недостатки Чтобы подчеркнуть сильные и слабые стороны технологии, ее обычно сравнивают с кислотно-свинцовыми АКБ. Плюсы: * герметичность — ни вода, ни искры не могут попасть внутрь, что повышает безопасность; * низкое внутреннее сопротивление; * ускоренная зарядка; * увеличенный срок службы; * рекуперация газов исключает испарение воды, а вместе с ним — проверку электролита, доливание жидкости; * стойкость вибрации и безопасность в любом положении, включая накрененное; * морозостойкость; * экономия материалов при изготовлении; * сульфатация минимальная. Минусы: * стоит дорого; * боится перезаряда; * емкость постепенно снижается; * меньше приспособлены для высоких стартовых токов; * хранить требуется с пополненным зарядом. Технология AGM становится значимой частью современного автопрома. Она позволяет сделать перемещение по городу более экономичным и экологичным. При этом используется в разных сферах: от мотоциклов и инвалидных колясок до самолетов. От обычной свинцово-кислотной батареи ее отличает электролит в связанном состоянии и высокое качество свинца, используемого для изготовления пластин. Это дает много преимуществ, но из-за высокой стоимости пока остается прерогативой класса «премиум».


Оригинальная статья