S.T.A.L.K.E.R – одна из лучших игр отечественного игропрома, и, наверное, лучший его шутер. Да и в целом, для многих отечественных геймеров, данная стрелялка вообще лучшая стрелялка всех времён и народов, и никакие DOOM-ы и Quak-и его не затмят. Много ли детей играет сейчас во дворе, представляя себя героями, например, Half-Life? А в сталкеров играли и играют тысячи ребят. Одни прокаливают крупы, закатывают их в банки, и ездят в лес закапывать, на чёрный день, другие лазают по заброшенным промышленным объектам в поисках «хабара», а самые серьёзные снаряжают настоящие экспедиции в Чернобыль. И всё было бы отлично, если бы мир увидел новую часть S.T.A.L.K.E.R-а, а то, знаете ли, время идёт, глаз привыкает к новой графике, и скоро уже никакие HD-моды не спасут ту же Тень Чернобыля от технической старости. Поэтому сегодня, как никогда ранее, мы остро нуждаемся в S.T.A.L.K.E.R 2 . Однако ничего похожего на его разработку на горизонте не замечено, и у меня есть целых 6 причин, из-за которых мы до сих пор сидим без второй части S.T.A.L.K.E.R-а. Причина №1. Авторские права. GSC Game World, как вы, наверное, знаете, распалась в 2011-м году, как раз, когда и начала разрабатывать вторую часть Сталкера, но потом собралась снова в 2014-м. Закрытие просто так не прошло, и часть коллектива откололась, воплотившись в студии Vostok Games и West Games. В одной стали разрабатывать игру под названием Areal, которая со скандалом провалилась на краудфандинге, а в другой занялись шутер-MMO Survarium. Ни из одной нового S.T.A.L.K.E.R-а не получилось, и сейчас от того же Escape from Tarkov ждут больше сталкер- атмосферы, чем от двух вышеперечисленных проектов. Но, как бы там ни было, создатели оригинального Сталкера разбежались по разным краям, и уже успели обвинить друг друга в плагиате. Страх попасть под подобное обвинение – это, конечно, не главная причина, по которой S.T.A.L.K.E.R 2 не выходит. Но, есть мнение, с бывшими сооснователями, а также со старым творческим коллективом GSC Game World, кое-какие авторские моменты улаживать обязательно пришлось бы, случись начаться разработке продолжения этого легендарного шутера. Причина №2. Нехватка денег. Самая банальная и простая причина – денег нету. Компания-разработчик, де-юре восстала из пепла, но давайте посмотрим, что она успела сделать за последние 3 года? А сделать она успела перевыпуск старых Казаков, нагло присвоив им цифру 3, хотя никакая это не новая часть, а просто ремастер части №2. Да ещё и какой: контента меньше, чем было раньше, зато глюков больше, плюс явные болячки ранней версии, которые до сих пор не устранены. Иными словами, даже нормально переиздать свою же игру в GSC не смогли, что же тогда говорить о запуске с нуля нового шутера от первого лица в открытом мире? Кто не знает, так я сообщаю: криво переиздать нестарую стратегию и выпустить новый шутер с открытым миром, на который не стыдно было бы прицепить этикетку S.T.A.L.K.E.R 2, это как построить собачью будку или построить полноценный дом: деньги и усилия совершенно разные. В общем, денег нет, и неизвестно. А тут ещё на Украине наглядно проявили себя последствия вооруженного переворота, воплотившиеся в мощнейшие экономические проблемы и гражданскую войну, что также вряд ли поспособствует притоку инвестиций. Те же создатели Metro 2033 из студии 4A Games, когда начался замес, позабыли про патриотизм, и отчалили на Мальту, где и платят налоги. Так что инвестиций нет и не будет, а ведь для разработки игры подобного пошиба нужно, по самым минимальным прикидкам, миллионов 20-30 долларов, и не факт, что хватит. А доллар на Украине нынче очень недешёвый. Причина №3. Уход старой гвардии. Спорить с тем, что золотая эра игропрома выпала на конец 90-х – начало 00-х – бессмысленно, поскольку самые великие игры выходили именно тогда. Ну, вот представим, например, что какой-нибудь богатей решает сделать нормальный Fallout 3. Для этого он собирает старый коллектив студии Black Isle, даёт им гору денег и ждёт. Ребята, закусив бороды, начинают работать, но в итоге – есть у меня такие подозрения – у них получится, что-то совсем другое, и не такое классное, как рассчитывал инвестор. А всё потому, что кровь уже не той температуры, взгляды уже не те, уже у разработчиков появилось желание подстроиться под современный рынок, захватить консоли, внедрить трёхмерность и т.д. Ну, а что тогда говорить о S.T.A.L.K.E.R 2, чьи создатели не только повзрослели или даже постарели, но и разбрелись кто куда, и возвращать их уже никто не планирует? Можно, конечно, объявить конкурс, и набрать талантливых ребят, из тех же моддеров, но всё равно получится уже не то. Игру нашпигуют всякими современными взглядами, а то и вовсе её события, как это модно сейчас, перенесут в США, куда-нибудь в Зону 51, и тогда пиши – пропало. Единственный способ сделать правильного Сталкера – это воскресить записи той, второй части, которую начали делать, да забросили. Взять тот сюжет, ту атмосферу и механику, и воплотить, но уже на современном оборудовании для современного железа. Все другие варианты, как мне кажется, обречены на неудачу. Причина №4. Особенность коньюктуры. Новый S.T.A.L.K.E.R 2 уже никогда не будет прежним ещё и из-за коньюктуры. Всё идёт к тому, что даже наши игры будут сначала получать англоязычную локализацию, а потом уже обзаводиться переводом на Великий и Могучий. И я не удивлюсь, если игра получит просто русские субтитры, а будущие Стрелки и Меченные будут разговаривать с американским акцентом. Идём далее. Вот в CD Projekt RED взялись за разработку Cyberpunk 2077, и попробуйте отгадать с трёх раз: в какой стране будут развиваться события этой польской игры? Конечно, в США. Кто хочет S.T.A.L.K.E.R 2 про Америку – поднимите руки. Ну, и, конечно же, нельзя забывать о консолях. Как говорят умные люди, сейчас выпускать ААА- проект только на ПК – проигрышное дело. Ну, а раз так, то можете быть уверены – необходимость адаптировать S.T.A.L.K.E.R 2 под консоли, изуродует игру, как бог – черепаху, и всё будет уж не то. Всё это я говорю к тому, что у второго Сталкера есть огромный риск превратиться в игру, которая хочет понравиться западной публике. И вот это самое желание понравиться американским хозяевам и может сделать данный шутер насквозь фальшивым. Снаружи, вроде бы, всё то же, а начнёшь играть – нет, совсем другая игра. Причина №5. Нежелание делать одиночную кампанию. Как заявил глава Epic Games, Тим Суини, делать игры с одиночными кампания – это дорого и рискованно. Такие игры проходят и забывают, поэтому только мультиплеер с его донатом и платными DLC. Вероятно, в GSC придерживаются того же мнения, и их будущий Сталкер в головах создателей, уже сейчас выглядит не иначе, как MMO . Стандарты создания игр подобного плана сильно изменились. Случись сейчас выйти второму Сталкеру, чей мир был бы таким же, как мир той же Тени Чернобыля, многие бы взвыли в негодовании, мол, мало, как-то. Нам подавай такой мир, как в третьем Ведьмаке, или хотя бы Скайриме. Ну, а всё это требует немалых денег и немалых усилий, ведь нужны постановочные сцены, какие-то специальные локации, в которых было бы интересно бегать одному, а не стрелять друг в друга в режиме PvP, нужны интересные враги, нужен сценарий, в конце концов. Одно дело делать это всё в расчёте на одноразовый, так сказать, продукт, и совсем другое – сделать, что-то сетевое без особо сюжета, слепленное по подобию Survarium-а, а то и вовсе какого-нибудь Counter-Strik-а, в котором, например, Свобода будет сражаться с Долгом. И всё это нужно сделать ради одного, о чём я расскажу в последнем пункте. Причина №6. Пиратство. Налицо парадокс. Разработчики любой видеоигры мечтают о том, чтобы их проект любили так же, как S.T.A.L.K.E.R, но именно геймерская любовь убила всю трилогию, и не дала родиться второй части. Люди любили, и от большой любви ходили на торрент-трекеры. Это было начало нулевых, мы выживали, как могли. Покупать игры за реальные деньги, тогда было как-то диковато. О такой штуке как Steam тогда мало кто знал, да и тот, кто знал, имел мало возможностей, поскольку в те года такая штука как интернет была ещё слабо развита. Многие сидели на древних Dial-UP-модемах, и о такой штуке, как «выделенка» могли только мечтать. В те суровые времена было проще купить пиратский диск на толкучке, чем заплатить за интернет, который имел обыкновение быть почасовым, чтобы долго и нудно выкачивать гигабайты установочных файлов. В общем, S.T.A.L.K.E.R можно сравнить с белым Роллс-Ройсом, застрявшем, где-нибудь в распутицу на окраине глухой деревни. И у Сталкера, и у Роллс-Ройса просто не было шансов. Он вышел не в то время, и не в том месте. Поэтому-то разработчики и боятся выпускать S.T.A.L.K.E.R 2, ибо, как показывает практика, никакая Denuvo не спасёт их от вездесущих пиратов, а ещё одного финансового кризиса данная компания, и так неизвестно чем занимающаяся, вряд ли переживёт. Поэтому нам с вами не остаётся ничего иного, кроме как перепроходить Тень Чернобыля, Зов Припяти, Чистое Небо и пробовать новые авторские модификации, благо, среди них есть действительно интересные наработки.


Оригинальная статья